Из Витебска 1920 года стартует будущий фильм Александра Митты.
Кадр из фильма «Шагал – Малевич»
Сегодня в Ханты-Мансийске подведут итоги XI Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». В рамках смотра состоялась презентация будущего фильма Александра Митты «Шагал – Малевич». Основная его тема полностью соответствует идее фестиваля: отношения учителя и учеников, взаимосвязь кинематографических поколений. Иначе и не может быть на фестивале, президент и идейный вдохновитель которого режиссер Сергей Соловьев.
Действие картины «Шагал – Малевич» начинается в 1920 году в Витебске, когда Шагал как комиссар искусства открыл там художественную школу авангардной живописи и позвал преподавать Малевича. Кстати, несмотря на то что в фильме покажут много живописных полотен, «Черный квадрат» зрители не увидят. Режиссер решил избавиться от банальности и поведать о Малевиче то, чего мы не знаем.
Митте интересно, как два абсолютно разных художника могли сойтись вместе, также в фокусе его внимания разный подход двух мастеров к преподаванию. Судя по показанным отрывкам, режиссер большое внимание уделяет человеческим, почти дружеским отношениям Шагала с учениками. И еще одна важная тема – отношения Шагала с женой, которой предстоял нелегкий выбор между любовью и предательством. В роли Шагала – один из самых интересных молодых актеров Леонид Бичеван, в образе Малевича – Анатолий Белый. В картине сразу четыре актерских дебюта, и, как признается Митта, он очень любит снимать дебютантов. Поэтому вполне вероятно, что на следующий год уже готовый фильм «Шагал – Малевич» будет показан на «Духе огня».
В конкурсной программе 10 фильмов. В целом картина неплохая, дебютные ленты радуют мастерством. Испанская «Белоснежка» режиссера Пабло Бергера – черно-белая, жесткая, но красивая и поэтичная сказка с печальным финалом, сделанная в стилистике немого кино, которую несколько лет назад возродил «Артист» Мишеля Хазанавичуса. «Счастливые 18 лет» китаянки Хэ Вэньчао – рассказ о драмах, сопутствующих «сладкому» 18-летнему возрасту. Из одной альма-матер вышли двое режиссеров – участников конкурса. Станислав Гюнтнер и Дарья Онищенко оканчивали Академию кино и телевидения в Мюнхене. Были знакомы, не виделись несколько лет и неожиданно встретились на кинофестивале в Ханты-Мансийске. Их картины («Немец» Гюнтнера и «Истальгия» Онищенко) перекликаются в темах и являются для каждого в какой-то степени автобиографичными. В «Немце» Станислав Гюнтнер хотел, по его словам, показать ощущения людей, которые живут в Германии, но не родились там. Сам Станислав – уроженец Челябинска, с 12 лет проживающий в Дрездене. Его герой – молодой парень, в детстве покинувший Россию с родителями и пытающийся вписаться в немецкое общество. У Дарьи Онищенко в «Истальгии» три пересекающиеся истории, три страны – Сербия, Германия и Украина. Герои всех новелл связаны друг с другом, отчаянно одиноки, нуждаются в любви и делают робкие попытки спасти друг друга. В одной из главных ролей в «Истальгии» – блистательный австрийский актер Карл Маркович. На прошлогоднем «Духе огня» Маркович представлял свой режиссерский дебют «Дыхание», получивший приз фестиваля. Сценарий фильма Онищенко писала с преподавателем киноакадемии Мирославом Мандичем. А сокурсник Дарьи Станислав Гюнтнер вместе со своим сценаристом Алексеем Мамедовым сейчас пишет сценарий для Андрея Кончаловского. Связь между кинематографическими поколениями налицо.
Режиссер Александр Митта об истории замысла фильма о Шагале и Малевиче:
«Я очень люблю живопись. Гораздо больше, чем кино. Просто не получилось стать художником. Но количество моих любимых художников переваливает за сотню. В их числе Шагал и Малевич. Шагала я люблю, Малевичем восхищаюсь. Его нельзя и не надо любить. Человек, который любит супрематизм, эти квадраты, – это псих. Супрематизм – это концептуальная идея. Художник дает метафорическое объяснение мира. Поэтому абстракционизм так популярен во всем мире и так дорогостоящ. Так что любить Малевича может, наверное, только его подруга. А восхищаться может каждый.
Идея снять фильм о Марке Шагале появилась у меня еще 40 с лишним лет назад. Первый раз я ее реализовал, когда еще имя Шагала было запрещено, потому что он нарисовал картину, где Ленин стоит на одной руке. В картине «Гори, гори, моя звезда» роль, которую играл Олег Ефремов, – это судьба Шагала, представление о том, что бы с ним было, если б он остался в России».
Ханты-Мансийск